Важно! Для Вас родители и дети. Правила безопасности
...

Меню сайта

Календарь событий
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Друзья сайта


Администрация Ракитянского района Белгородской области

Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области

Управление социальной защиты населения администрации Ракитянского района

Комплексный центр социального обслуживания населения Ракитянского района


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.06.2025, 20:24

 

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в летний период, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Запретить ребёнку познавать мир невозможно.

Дело родителей – подстраховать его, предупредить возможную трагедию. Необходимо быть рядом, и даже на шаг впереди. В дошкольном возрасте любознательность детей, недостаточность координации движений, отсутствие жизненного опыта, может привести к ожогам от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня, падению с кровати, окна, стола и ступенек, удушью от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.), отравлению бытовыми химическими веществами (моющими жидкостями, отбеливателями, инсектицидами и др.), поражению электрическим током от неисправных электроприборов, обнажённых проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки. Родители обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Как воспитать осторожных и уверенных детей?

Современные родители хотят быть в курсе самых различных проблем в развитии ребенка, одной из актуальных проблем является безопасность детей. Мы все чаще сталкиваемся с новыми неожиданными проблемами, угрожающими безопасности детей: дорожно-транспортные происшествия, насилие, наркомания… Дети подвергаются сильным стрессам, да и взрослые не всегда им могут противостоять. Детство, которое проживают наши дети, существенно отличается от нашего детства. Нам нужно помочь детям, подросткам оценивать меру безопасности и оставаться свободными и уверенными в трудных жизненных ситуациях.

Современные родители утверждают, что они воспитывают своих детей в более строгих ограничениях и рамках, чем воспитывали их самих. Рост информации о преступности, совершаемой против детей и подростков, усиливают опасения родителей по поводу безопасности своих детей, появляется страх родителей, что дети могут быть похищены, подвергнутся насилию или попасть под влияние дурной компании.

Родители, кажется, принимают все необходимые меры: устанавливают строгий «комендантский час», запрещают играть на улице с наступлением темноты, просят информировать детей о месте их нахождения, постоянно быть на связи.

Из-за высокой занятости родителей школа тоже берет на себя повышенную ответственность за безопасность детей: в школах установлены турникеты, работают охранники и ОМОН, установлены тревожные кнопки.

Противоречие между базовым доверием к взрослым и современными требованиями: «Не бери конфеты у чужого человека», «Не разговаривай с незнакомцем» — все они формируют у детей не столько безопасное поведение, сколько страх и тревожность.

Что значит «защищать детей»?

Родители, стремясь защитить детей, стараются находиться постоянно рядом с ними. Но это «срабатывает» лишь до определенного возраста. Некоторые родители стремятся слишком сильно опекать детей, контролировать любой их шаг. Другие, напротив, позволяют детям слишком многое, твердо веря, что с их ребенком ничего дурного не может случиться. Обе эти позиции имеют один результат — формируют повышенную уязвимость детей.

Дети, находящиеся под чрезмерной опекой, не могут выработать собственные инстинкты защиты, у них не формируются навыки для распознавания опасных, угрожающих жизни ситуаций. Гиперопекаемые дети безгранично верят всем взрослым, у них не формируется критичность в восприятии информации, они сомневаются в своих действиях и поступках, слишком полагаются на подсказки взрослых.

Мотивы сверхзаботы родителей о детях связаны с тревожностью и страхами, либо основаны на желании ощущать власть над ребенком. Нередко родительская опека усиливается, когда дети становятся более независимы, переходят в подростковый возраст. Такая позиция родителей формируют чувство беспомощности, у подростка снижается самооценка, появляется неуверенность, все это не помогут ребенку защитится в ситуации опасности, фактически, эти качества повышают для таких детей риск стать жертвой.

Некоторые подростки протестуют и бунтуют против повышенной опеки и контроля родителей, чтобы доказать родителям, что страхи их не обоснованы, они намеренно подвергают себя опасности и риску, порой, даже не осознавая этого.

Попустительский тип родительского воспитания предоставляет детям много свободы, родители возлагают на детей ответственность большую, чем они могут вынести, взрослые переоценивают способность детей учиться методом «проб и ошибок». Подход «один раз и не больше» чреват рисками и трагедиями. Вот, например, чтобы родители смогли спокойно отпускать одного ребенка в школу, ребенок для сохранения собственной безопасности должен владеть следующими навыками: уметь оценивать окружающую обстановку с позиции опасности/безопасности; уметь безопасно общаться с незнакомцами; уметь следовать заданным правилам (переходить улицу на переходах, не срезать путь по безлюдным местам и др.); уметь выдерживать напор старших (не отвечать, не вступать в разговор и др.).

Если у ребенка начальной школы нет этих навыков — отпускать его одного в школу является риском, поэтому необходимо предусмотреть возможные варианты: провожать и встречать ребенка, прививая необходимые навыки в пешей прогулке (дороге до школы), отвозить и забирать ребенка на машине, найти компетентного взрослого (брата, сестру, бабушку, няню) для сопровождения ребенка.

Обучение ребенка личной безопасности.

Обучение ребенка личной безопасности включает три шага.

1 шаг. Показывайте детям пример.

Родители вольно или невольно подают детям пример. Это в полной мере относится к формированию навыков безопасного поведения, и здесь нет мелочей. Дети от рождения очень наблюдательны, а механизм подражания, который заложен всем людям от рождения, помогает на уровне подражания легче осваивать социальные умения. Безопасность поведения на дороге во многом копируется ребенком с модели поведения родителей, поэтому если родители не только говорят о правилах дорожной безопасности, но и сами их выполняют, такое поведение для ребенка становится нормой. Так происходит во всех ситуациях, требующих безопасности. Дети как бы «сканируют» родителей на проявление риска, невнимательности и безответственности. Для них важна каждая ситуация: как взрослые разговаривают с незнакомцем по телефону, как реагируют на визит незнакомого человека, как общаются в социальных сетях, в какой манере водят автомобиль и многое другое.

Еще одним важным аспектом, связанным с демонстрацией примеров безопасного поведения, является отношение родителей к разнообразным ситуациям, в которых оказываются дети, когда родители находятся поблизости. Вот примерные ситуации, в которые чаще всего попадают родители, задавая вопрос: «Разрешать или не разрешать?».

1 ситуация.

Незнакомый взрослый доброжелательно смотрит на вашего трехлетнего ребенка, делает комплимент и хочет коснуться малыша.

Действия родителей

Многие взрослые считают, что если находятся рядом, то контролируют ситуацию. Однако, необходимо, чтобы малыш сам научился обеспечивать собственную безопасность, поэтому произнесенные слова: «Я знаю, что вы не хотите обидеть моего ребенка, но, пожалуйста, не трогайте его», – будут уместны.

2 ситуация.

Ваш семилетний сын хочет поиграть во дворе один.

Действия родителей

Разрешить поиграть с другом, которого вы знаете, до тех пор, пока оба соблюдают правила безопасности. 

3 ситуация.

Ваша родственница, помогающая приглядывать за малышами четырех и семи лет, сообщила, что не сможет прийти, а вам нужно срочно уйти на встречу. Ваш десятилетний сын предлагает присмотреть за братьями.

Действия родителей

Не нужно говорить сыну, что он еще мал, лучше поискать ему в помощь ответственного взрослого, более старшего приятеля или старшего подростка. Такое решение не обидит вашего старшего сына и обезопасит ситуацию.

4 ситуация.

Ваша восьмилетняя дочь чрезвычайно нервничает из-за предстоящей ночевки в доме родственников (подруги).

Действия родителей

Если обычно ночевка у родственников (в доме подруги) не беспокоит ребенка, разрешить самому выбрать — идти или нет. Поговорить с ребенком о причинах беспокойства.

Основные выводы

  1. Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу вашего ребенка.
  2. Знайте о возможной реакции вашего ребенка.
  3. Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они не выражались.
  4. Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности, контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.
  5. Определяйте категорично и четко границы дозволенного.

2 шаг. Поддерживайте доверительные отношения со своим ребенком.

Ребенку важно знать, что родители в ситуации опасности всегда будут на его стороне и не подвергнут критике и сомнениям действия ребенка, не обвинят его во всем случившемся.

Дети очень чувствительны не только к тому, что говорят или делают родители, но и как говорят и как реагируют на рассказ ребенка.

Чтобы не говорили родители ребенку и какими искренними не казались, ребенок принимает окончательное решение о том, насколько можно доверять только на основе собственных наблюдений. Суровая критика родителями поступков детей, беспомощность родителей при первом упоминании о неприятностях, связанных с действиями ребенка, запрет на обсуждение некоторых тем, — все это блокирует желание ребенка делиться важной информацией, связанной с безопасностью самого ребенка. Еще один способ заставить ребенка почувствовать свою ненужность и проблемность – пренебрежение родителей к обычным детским страхам – боязни темноты, страху остаться одному и др.

Действия родителей

Внушать ребенку, чтобы он делился своими опасениями, поскольку вместе вы сможете справится с любой проблемой.

3 шаг. Искусство слушать.

Родители часто торопятся, бывают очень заняты или озабочены решением проблем и часто слушают детей вполуха. Иногда дети разочарованно говорят взрослым «Ты не слушаешь!» или просто перестают говорить. Отвлекаясь, выполняя множество дел одновременно и слушая ребенка, родители нередко упускают важную информацию. Лучше всего слушать детей не только ушами, но и глазами, слушать и следить за их состоянием, мимикой, жестами, это поможет взрослым уловить важную информацию, прячущуюся в потоке слов. Если родители не могут в данный момент уделить время и внимание своему ребенку, необходимо сказать, в какое время можно поговорить и обсудить все, что его волнует.

Действия родителей

Слушайте на двух уровнях: слушайте, о чем говорят ваши дети и о чем умалчивают. В этом поможет соблюдение шести правил искусного слушания.

  1. Сосредоточьтесь и устраните отвлекающие моменты (выключите телевизор, отложите газету, поставьте телефон на беззвучный режим).
  2. Повернитесь к вашему ребенку.
  3. Поддерживайте зрительный контакт. Доброжелательно смотрите в глаза ребенка.
  4. Выразите мимикой и голосом заботу и сочувствие.
  5. Проявляйте активность и интерес. Реагируйте краткими замечаниями, показывайте внимание, ободряйте ребенка в его желании поделиться мыслями и чувствами.
  6. Сформулируйте ребенку проблему на основе понятых вами переживаний ребенка, здесь важно ориентироваться на чувства и эмоции детей, а не на собственное эмоциональное состояние, которое вызвал рассказ ребенка.

Эти три шага на пути к безопасности ребенка должны сделать родители, чтобы воспитать в своих детях осторожность, уверенность и ответственность — основу его безопасного поведения.

 Информационные материалы для детей и родителей

Памятка по пожарной безопасности

Важно! Пожарная безопасность

Соблюдайте правила пожарной безопасности!

Правила личной безопасности

Правила дорожного движения

Памятка Бытовой газ

Памятка Землетрясения

Памятка Как сделать безопасные окна для детей

Памятка Лесной пожар

Памятка Не оставляйте детей без присмотра

Безопасность на воде

Правила купания

Правила поведения на воде для детей и взрослых

Правила поведения на водоёме в летний период

Оказание помощи утопающему

Солнце, воздух и вода!

 

 

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz